Личный опыт применения современных технологий.
1. Личностно-ориентированное развивающее обучение
Эта технология является основой всей моей педагогической и воспитательной работы. Планирование каждого урока начинается с обдумывания гуманных подходов, ориентированных на личность ребёнка, в зависимости от возраста детей, уровня их развития, способностей.
Очень важным этапом каждого урока считаю постановку цели. Наряду с общей целью, стараюсь подтолкнуть каждого ребёнка поставить цель конкретно для себя. Это зависит не только от способностей ребёнка, но и от данной конкретной ситуации: например девочка пропустила несколько занятий, и разумеется базы для изучения сегодняшнего материала у неё нет, поэтому цель на уроке для неё будет несколько отличаться, но тем не менее она должна быть и она должна быть достигнута.
Урок «Материаловедение» в 5 классе.
Основная цель урока: Научиться определять свойства х/б и льняных тканей.
Ставим конкретную цель для двух учениц, отсутствующих на прошлом занятии и не знакомыми с темой «Волокна хлопка и льна и их свойства»:
Узнать о свойствах льна и хлопка, в процессе повторения, принимая участие в деятельности всего класса. Когда для таких детей цель поставлена чётко и затем осуществлён контроль , их заинтересованность повышается, повышается внимание, активность . И они уже не говорят «А я не знаю, меня не было!»
Так же при изучении любой темы делать акцент на практическую направленность изучаемого материала. Каждый урок начинаю с постановки вопроса «А где в нашей жизни это может пригодиться? Для чего это надо нам изучать?» Проанализировав ситуацию, каждый ребёнок может определить степень важности изучаемой темы конкретно для себя, выбрать индивидуальный маршрут, свой уровень.
Урок « Проект в технике пэчворк» 5 класс.
Выбор темы проекта. Рассказываю о данном рукоделии, его популярности, возможностях использования пэчворка для украшения интерьера, ставим цели: Научиться кроить детали изделий, подбирать цвета, собирать детали в блоки, заправлять швейную машину, выполнять стачной шов.
Каждая девочка выбирает для себя цель, в зависимости от своих потребностей , способностей и возможностей .В зависимости от того, какая поставлена цель, она выбирает и тему проекта и свой индивидуальный образовательный маршрут изучения темы.
Достаточно частой формой организации учебной деятельности на моих уроках технологии, а также на уроках ОБЖ является работа в группах.
Выполнение практических работ, лабораторных работ, участие в различных играх, викторинах, конкурсах. Такая форма работы позволяет более сильным детям помогать менее сильным или пропустившим занятие по каким-то причинам. Причём групповое задание состоит из нескольких частей: простой, средней сложности и самой сложной. Распределяются задания обычно самими детьми, если возникают затруднения у слабых детей, им помогает сильный ученик, оценка каждого зависит от участия всех. Повышается чувство ответственности, интерес, и в конечном итоге - даже слабый ученик может за интересную, творческую работу получить хорошую оценку, тем самым повысить уровень своей самооценки и поднять уровень мотивации к учёбе.
2.Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Метод проектного обучения.
Этот метод применяется мной довольно давно. Уже более 10 лет я использую его на уроках технологии. Но в современном варианте , этот метод несколько отличается от того, каким мы использовали его 10 лет назад. Если раньше это был один модуль, на который выделялось 16-18 часов учебного времени, то теперь практически весь учебный процесс на уроках технологии построен на методе проектов.
Мною разработана рабочая программа по технологии, основной темой которой является метод проектов. В программу входят все темы и разделы, рекомендованные программой В.Д. Симоненко, но изучаются они методом проектов. В течении учебного года дети выполняют 4 творческих проекта по темам:
1. «Вышивка»
2. «Лоскутная пластика»
3. «Фартук»
4. « Свободная тема»
На каждом уроке присутствует тема творчества, самостоятельности, у детей есть выбор, что безусловно повышает качество обучения, способствует воплощению в жизнь главной цели современного образования- воспитание самостоятельной, личности, способной уметь выживать в современных условиях.
В соответствии с данной рабочей программой мною так же разработано тематическое планирование в виде технологических карт к каждому уроку.
3.Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения.
Компьютерные (информационные) технологии.
С компьютерными технологиями работаю уже много лет. И с каждым годом открываю для себя всё новые и новые возможности этих технологий. Очень эффективно составление кроссвордов, викторин, тестов. Несколько лет работы по данной системе показывают, что она эффективна в 5-7 класс и в том случае, когда проводится регулярно, занимая на уроках очень мало времени. В 8-9 классах усложняю работу, ученики сами составляют кроссворды и диаграммы в Excel, викторины и презентации в Power Point.
Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов:
1. Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 5 класса я разработала серию уроков по теме «Проект в технике пэчворк» с использованием презентации, а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию (с гиперссылками на задания) – «Своя игра», «Угадайка», «Хозяюшка».Вопросы и задания иллюстрирует презентация. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок.
2.Разработаны презентации , имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С 5 класса в моей практике использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций.
Презентации по материаловедению, машиноведению, раскрою и изготовлению юбки, фартука, ночной сорочки. Презентации и разработки уроков с полным дидактическим сопровождением по кулинарии и рукоделию.
К настоящему времени мною разработан комплект презентаций и система уроков в 8 классе по теме: «Творческий проект.», создан банк детских творческих проектов в виде презентаций по темам «Декупаж» и «Вязание на спицах»
3. Ученические презентации, иллюстрирующие сообщение учащегося по какой-либо теме. На уроках использую учебный проект, одной из форм которой является создание презентаций. Используя Интернет, учащиеся создали проекты по теме «Мой выбор» (9класс), в программах Power Point, Microsoft Office Publisher. Также я создаю тесты в программах Power Point ,Microsoft Office. Тестирование стало внедряться в практику контроля знаний учащихся с 90-х гг., а с 2001г. в Российской Федерации происходит эксперимент по введению единого государственного экзамена в форме стандартной процедуры - тестирования. При аттестации школ проверка знаний осуществляется с помощью тестов. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть определёнными приёмами использования тестов в текущем, рубежном и итоговом контроле знаний и умений учащихся. Глубокое понимание особенностей тестов как формы контроля знаний и умений учащихся позволит преподавателям сформировать психологическую устойчивость к выполнению заданий и у школьников. Им надо помочь преодолеть чувство неизвестности, привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Известно, что страх новизны сковывает не только внешнее поведение, но и интеллектуальные функции. Считаю, что даже на моих уроках необходимо уделять этому внимание , причём исправлять ошибки не только по моему предмету, но любые: математические. Орфографические по биологии, истории. При составлении тестов стараюсь обращать внимание на все предметы, тем самым осуществляю межпредметные связи.
Мною разработаны презентации для внеурочной деятельности. Для классного часа « Ко дню пожилого человека», « Презентация класса», « Сказка о медиобезопасности», « Рождественские традиции» , « Час открытых дверей» и др.